Автор свыше 200 крупных проектов, реализованных на Западно-Сибирском, Кузнецком, Новосибирском, Карагандинском, Оскольском, Новолипецком комбинатах и других предприятиях чёрной металлургии. Выпустил свыше 20 ГОСТ, нормалей, норм, указаний по проектированию и строительству. Создал отраслевую информационную базу "Черметэлектро" по основным электрическим показателям, общим и удельным расходам электрической энергии по всем предприятиям чёрной металлургии за 1970-1990 гг.; по предприятиям различных регионов, отраслей и бюджетной сферы с 1990 по 2003 г.
Основная область научных интересов - законы и закономерности построения, функционирования и развития электрического хозяйства (электрики) как части общих законов эволюции техногенной цивилизации. Предложил теоретические основы электрики как развитие электротехники и электроэнергетики, открыл закон информационного отбора и идентифицировал узловые точки научно-технического прогресса, сформулировал основы технетики - науки о технической реальности.
Создатель научной школы по направлениям "Электрика" и "Философия технетики". В рамках "невидимого колледжа" по этим направлениям сотрудничает более чем с 20 университетами, институтами и академиями, а также НИИ, проектными институтами, промышленными предприятиями, коммерческими организациями. Под его руководством защищено 34 кандидатск их и 5 докторских диссертаций. Автор свыше 600 научных публикаций, в том числе 11 монографий и ряда базовых учебников, в том числе "Электроснабжение промышленных предприятий" и "Основы проектирования металлургических заводов".
Организатор проведения с 1971 г. ежегодных научно-практических конференций "Электроснабжение, электрооборудование, энергосбережение, электроремонт, менеджмент электрического хозяйства"; с 1985 года - семинаров по системным исследованиям в области автоматизированного проектирования, с 1996 г. - по философии техники и технетике. Редактор и составитель продолжающегося с 1971 г. издания "Электрификация металлургических предприятий Сибири", с 1996 года - редактор серии "Ценологические исследования" (вышло 27 книг), с 2001 - главный редактор журнала "Электрика", 2004 - генеральный директор ООО Технетика - Technetics.
Представление читателю открытого проф. Б.И. Кудриным
Что же, все-таки, мною сделано (и сделано впервые в мире)?
Уже в течение длительного времени постоянно возникает вопрос: что же такое принципиально новое я сделал в науке, какое значение это имеет для практики? Мне представляется, что на этот вопрос можно ответить следующим образом:
1 Выявлено в 1971-1973 гг. свойство устойчивости структуры крупных предприятий (а в 90-х годах любых организаций всех сфер экономики) по составу оборудования и параметрам расхода ресурсов, характеризующее каждое из выделенных производств, цехов, отделений, участков, образующих предприятие как целостность. Устойчивость структуры по разнообразию и соотношению крупное-мелкое начала проявляться (в нашей стране) с 50-х гг. (в быту - с 60-х). Это произошло вместе с качественным изменением и количественным ростом числа изделий, образующих объекты (до 1011 шт.-особей, специфицируемых как виды для предприятия, и до 1010 - по отдельному, в частности, электрическому хозяйству). Устойчивость использовалась в 70-80-е гг. для прогноза развития электрической части черной металлургии на 5-10-20 лет в Генеральной схеме развития отрасли (с применением разработанного аппарата технического анализа и созданного информационного банка "Черметэлектро", включающего за 21 год показатели электропотребления по генеральной совокупности предприятий отрасли). Сейчас - для определения параметров электропотребления при проектировании и эксплуатации, повышении эффективности электрического хозяйства, совершенствовании электроремонта.
2 Открыт закон информационного отбора (1976 г.), включающий в себя представления Дарвина; показано существование и действие (на примере главным образом электричества) свыше 40 законов и закономерностей техноэволюции (1981 г.); выявлена (1976 г.) специфика документального обеспечения технической деятельности; идентифицированы, опираясь на кибернетическую схему Шмальгаузена, все три узловые точки научно-технического прогресса: а) НИОКР и изготовление изделий; б) инвестиционное проектирование (создание техноценозов); в) оценка этапов жизненного цикла изделия как вида и предприятия как техноценоза.
3 Доказана общность структуры ценозов любой природы (для ряда: физико-химические, биологические, технические, информационные, социальные ценозы), что, возвращаясь к Винеру и Эшби, позволило создать технетику (электрика - ее часть) как науку о техноценозах или, точнее, науку о технической реальности (1996 г.). Технетика - обобщающее определение, термин, понятие, которое замещает и включает в себя создаваемую и эксплуатируемую технику, разрабатываемую и применяемую технологию, получаемые и используемые материалы, производимые и потребляемые продукты, возникающие и угрожающие экологические воздействия.
4 Создан математический аппарат гиперболических Н-распределений в видовой, ранговидовой и ранговой по параметру формах. Теоретически Н-распределение не имеет математического ожидания, а его дисперсия - бесконечна. Оно опирается на бесконечно делимые распределения Колмогорова, Хинчина, Гнеденко и отличается от аппарата и представлений Парето, Лотки, Ципфа, Брэдфорда, Мандельброта. Н-распределение в пределе представимо распределением по повторяемости простых сомножителей в факториале натурального числа.
5 Сформулирована третья (ценологическая) научная картина мира, применение постулатов и положений которой необходимы и в определенной степени неизбежны в глобализующемся постиндустриальном обществе. Установление нового видения очерчивает границы первой (механической) картины мира Ньютона-Максвелла и второй (вероятно-статистической, системно-кибернетической), восходящей к дискуссии Бора-Эйнштейна.
Примеров действия и сознательного использования ценологической теории уже необозримо много (и в технической реальности, и во всех видах и проявлениях человеческой деятельности). Но я говорю о фундаментальном характере мною открытого. И когда я читаю очередную директиву о требованиях к торговому залу, помещениям аптек, о расстоянии между креслами в парикмахерских и наборе всякого рода помещений, то понимаю это как удар по малому бизнесу, по глубинке, где эти требования абсурдны и, естественно, не могут быть выполнены.
Тривиально, например, утверждение о чрезмерном расслоении общества, о недостаточности малого бизнеса. Но что предлагается? Какую цель ставит общество перед государством? Полное равенство доходов по регионам, а в регионах - равенство доходов каждого гражданина? Равное потребление? Отмену всех и всяческих привилегий в социальной сфере, на государственных и частных предприятиях, при предоставлении услуг?
Однако если эта задача утопична теоретически, нереализуема практически и если неизбежно некоторое расслоение при любом общественном строе и форме государства, то первое: каков возможный максимальный разрыв, за которым следует ожидать социальной нестабильности с непредсказуемыми последствиями; второе: есть ли и каков тот уровень, который можно считать оптимальным, который и есть гарант устойчивого состояния общества, его общей эволюции в направлении повышения жизненного уровня всех членов общества; наконец, третье: каково то минимальное различие доходов, сохраняющее благоприятный инвестиционный климат для финансистов и предпринимателей, обеспечивающее достойное России развитие науки и искусства, медицины и образования?
Все сказанное может быть переадресовано к решению проблем малого бизнеса, к распределению турбин электростанций РАО ЕЭС по повторяемости, и решению тактических и стратегических проблем на всех уровнях всех ветвей власти, для разных отраслей экономики. Как и внедрение любых фундаментальных представлений (примеров, подобных внедрению взглядов Коперника или Ньютона), ценологическая теория требует овладения новым мировоззрением. А это не просто. Настоящий сайт с разных сторон, аргументируя фактами, выстраивает новую науку - технетику.