ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Методические работы посвящены:
- организации подготовки к профессиональной деятельности в области физики (ППДОФ) в общеобразовательных школах как начальной профессиональной подготовки (НПП) и первой ступени в системе непрерывной подготовки специалистов-физиков. Такая подготовка описана в концепции, смоделирована и внедрена (осуществлялась в течение 15 лет) в школе №40 г. Ульяновска (ныне МОУ «Лицей физики, математики и информатики» при Ульяновском государственном университете).
- интенсификации обучения
- применению ценологического подхода (рангового анализа) в образовании
- профессионально ориентированному воспитанию учащихся в физмат классах
- диагностике результатов обучения учащихся
Как осуществить интенсификацию обучения? •В изучении теоретического материала – применением метода фреймов, который позволяет быстро проходить и усваивать рутинный материал (формирование понятий о физических величинах, законах и т.д.). Освободившиеся резервы времени тратятся на углубленное изучение теории, творчество. •В обучении решению задач - структурированием задачного материала в тематические блоки, при этом в каждом блоке каждая задача входит в последующую как часть. Вместо 5 решается за занятие около 10 задач. •В формировании экспериментальных умений, опыта иссле-довательской деятельности будущих физиков – применением информационных технологий для обработки эксперимента (построение графиков, аппроксимация, расчёт погрешностей) при сохранении натурного эксперимента. При этом обеспечивается интенсификация в 1,5-3 раза.
Какова специфика воспитания учащихся физматклассов? Образовательная модель включает в себя кроме модели процесса обучения также модель профессионально-ориентированного воспитания (ПОВ). Результатом освоения содержания ПОВ является формирование у учащихся профессионально-личностных ценностей, а также глобального или «космического» мышления, мотивационно-ценностного отношения к Миру. Воспитание должно быть профессионально ориентированным. ПОВ усиливает подготовку к профессиональной деятельности: формы воспитательных мероприятий, средства, их содержание должно соответствовать профессиональной области физики.
|